Гиллел
Не известно точно, существовал ли этот человек таким, каким его сегодня помнят. Но даже если он был вполовину таким, каким современные люди сохранили его в памяти, то он был величайшим из всех мудрецов и учителей.
Многие раввины видят именно в нем идеал народа, подобного которому не было за всю историю. Известно, что вырос он в нищете, как и многие сыновья его народа в то время. Тогда были их земли под властью римлян, и поэтому мало кому из иудеев удавалось добиться чего-то. У него могло получиться многого добиться, и власти и славы, но он не желал ничего кроме мудрости. И эта мудрость принесла ему славу, которая осталась в веках.
О жизни его известно мало. Родился и вырос великий учитель на землях Вавилона, но потом оставил их. Там он не мог учиться так, как хотел этого и поэтому отправился в Иудею, чтобы начать обучение там. Ему не было необходимости писать книги или тем более, огромные трактаты, и именно этим он и знаменит. Его высказывания, которые дошли до наших дней, во многом похожи на пословицы, и это много что говорит о сознании и интеллекте человека. Ему удалось понимать те великолепные истины, которые впоследствии он и высказывал людям. Тем людям, которым было сложно понять суть истин, он представлял их просто, понятно и доступно, так что они сами начинали осознавать его религию.
Этот человек, скорее всего, создал иудаизм в его современном понимании. Он изменил представление о вере, и религия в его понимании стала больше основываться не на непонятных ритуалах в храме, а на глубоком понимании и переживании законов Библии и нравственности. Его работа, его многолетние исследования дали возможность пояснить многочисленные законы Бога, и дали его народу почву, на которой потом была взращена сокровищница и самая священная книга. Его понимание мира и стремление к нравственным ценностям, а также к совершенствованию мира через них создали, в том числе и основы нравственного представления одной из самых распространенных религий в мире – христианства.
Творение этого гения привело к изменению понимания самой сути веры, которая перестала быть привязанной к храмовым традициям, и стала в основном сосредоточена внутри человека.